Общая информация по инвестиционному проекту «Реабилитация Аму-Бухарской ирригационной системы»
- Общее описание проекта
- Полугодовой отчет по экологическому мониторингу проекта за период январь-июнь 2022 года.
- Общее описание проекта
Система Аму-Бухарского машинного канала (АБМК) была построена для решения водохозяйственной проблемы, жизненно важной в Зарафшанской долине. Машинная подача воды в АБМК из реки Амударьи производится более 40 лет. За долгие годы эксплуатации отдельные компоненты системы, особенно насосные станции, сильно изношены, нуждаются в реабилитации. Однако ограниченность средств не позволили до сих пор обеспечить их реабилитацию. На объекте в настоящее время сложилась мало зависимая от эксплуатационного персонала ситуация с дальнейшим обеспечением безаварийной работы насосных станций. Физический износ насосных станций не гарантирует подачу воды в потребном объеме и в сроки.
Целью проекта является обеспечение путем реабилитации насосных станций Аму-Бухарской ирригационной системы (АБИС) гарантированной подачи воды на орошение земель для предотвращения потерь продукции и доходов, других отрицательных социально-экономических и экологических последствий, создание долговременных устойчивых условий развития орошаемого сельского хозяйства и других водопотребляющих отраслей народного хозяйства.
Проект «Реабилитация Аму-Бухарской ирригационной системы» Постановлением Президента Республики Узбекистан (№ПП-2264 от 17.11.2014г.) «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2015 год» включен в Адресную программу инвестиционных проектов на 2015 год, реализуемых с привлечением с привлечением займов Азиатского Банка Развития (АБР) и Японского агентства международного развития (JICA).
В составе проекта были предусмотрены работы по реабилитации насосных станций «Аму-Бухара-2», «Кую-мазар основная» «Кизыл-тепа», «Кизыл-тепа-1» и строительство новой насосной станции «Аму-Бухара-1» взамен 2-х существующих «Аму-Бухара-1» и «Джайхун».
Источниками финансирования, данного ТЭО определены: АБР – 216,75 млн. долл. США, Японское агентство международного развития – 108, 97 млн. долл. США и Республика Узбекистан – 80,56 млн. долл. США в виде освобождения от налогов и пошлин.
Стратегия проекта
Система АБМК была построена в 2 этапа, в 1960-е и 1970-с года. С тех пор больших работ по реабилитации системы не проводилось. Техническое обслуживание, в основном, откладывалось на более поздний срок, а ремонт проводился только по мере необходимости. На момент строительства насосных станций, технологии, проектирование и качество строительства отвечало международным стандартам.
После 40-50 лет эксплуатации веб оборудование физически устарело, резко снизилась надежность его работы, значительно возросло количество поломок и ремонтов оборудования. Это подтверждается дефектными актами и ежегодными отчетами управления эксплуатации.
Аму-Бухарский машинный канал (АБМК) является магистральным каналом АБИС, одной из важнейшей водной системы Узбекистана. Почти вся Бухарская и часть Навоийской области орошаются из АБМК. До строительства АБИС в 1960-х годах река Зарафшан служила основным источником орошения.
Система канала АБМК имеет протяженность 384.8 км, от подводящего канала на Амударье в Туркменистане до Шофирканского гидроузла на реке Зарафшан северо-восточнее Бухары. Общая подкомандная площадь АБМК составляет 315,000 га.
Межгосударственный лимит МКВК для АБИС из Амударьи составляет 5,300 млн. м3/год, в том числе 4,700 млн. м’ для Бухарской области, и 60 млн. м3 для Навойиской области.
Начиная с ПК 0+00 до ПК 137+70, АБМК проходит через территорию Туркменистана; с ПК 137+70 до ПК 1520, АБМК проходит через Бухарскую область Узбекистана; и с ПК 1520 - ПК 1960, АБМК проходит через Навоийскую область Узбекистана.
АБИС была построена в 3 очереди, как пояснено в следующих разделах:
- Канал Аму Каракуль, НС «Алат» и «Каракуль»
- АБМК 1, НС «Аму-Бухара-1» и «Кую Мазар»
- АБМК 2, НС «Аму-Бухара-2» и «Кизыл Тепа».
Ожидаемые результаты в рамках проекта
В результате строительства новой насосной станции Аму-Бухара-1 и реконструкции 4-х насосных станций, где производится замена устаревшего оборудования, и модернизации 10-ти гидротехнических сооружений на Аму-Бухарском машинном канале:
- Гарантированная водобеспеченность орошаемых земель общей площадью 315 тыс га;
- меняются физически изношенные существующие насосные агрегаты на новые модернизированные насосные агрегаты в количестве 60 штук на 5-ти насосных станциях;
- сокращаются ежегодные затраты на 5,56 млн. долл. США за счет экономии электроэнергии.
Участие АБР в улучшении водного хозяйства Узбекистана
АБР помогает Узбекистану улучшить управление водными ресурсами и повысить продуктивность сельского хозяйства в Бухарской области и двух районах Навоийской области. В рамках проекта будет обеспечено устойчивое и надежное водоснабжение для орошаемого земледелия на главной административной территории площадью 250 000 га в ирригационной системе Аму-Бухары и обеспечено питьевой водой 725 000 человек.
Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (МВХ) согласилось внедрить План управления окружающей средой (ПУОС) и представлять регулярные отчеты о его выполнении. Отчет о первоначальной экологической экспертизе (ПЭЭ), включая ПУОС, был опубликован на веб-сайте Азиатского банка развития (АБР). Во время реализации проекта АБР и Японское агентство международного сотрудничества (JICA) будут нести ответственность за соблюдение гарантий в своих соответствующих проектных мероприятиях.
ГРП в качестве ответственной за проект независимой организации нанял Консультанта по надзору - консорциум: «Temelsu International Engineering Services Inc» и «Sheladia Associates Inc.». Международный эксперт по окружающей среде (Алпер Парлак) и национальный специалист по окружающей среде Консультанта по надзору - Шерзод Санатулин помогают Специалисту по мониторингу и оценке ГРП в надзоре за строительными работами в рамках Проекта.
Проектные мероприятия в течение текущего отчетного периода
Контракт «Строительство новой насосной станции
Аму Бухара-1 (ABISR/01)
- Общий прогресс детального проектирования достиг приблизительно 80%;
- Завершены железобетонные работы подземной части (фундамента) здания насосной станции;
- Завершено изготовление и поставка основных насосов, спиральные корпуса всех основных насосов установлены на свои окончательные позиции и завершен второй этап бетонирования вокруг соответствующих корпусов;
- Завершено изготовление и заводские испытания главных двигателей, и 3 из 8 главных двигателей доставлены на объект;
- Завершена закупка и доставка мостового крана для насосной станции;
- Запорные клапаны главного сброса и клапаны технического обслуживания были доставлены на объект;
- На объект доставлены водозаборные затворы;
- Завершено создание цеха на площадке для производства напорных труб и начаты работы по изготовлению труб;
- Продолжались земляные работы на подводящем канале;
- Начались земляные работы на трассе напорного трубопровода;
- Осуществляется закупка следующих деталей:
- Материалы/оборудование/вспомогательное оборудование для системы технического водоснабжения, системы подачи и слива масла, системы сжатого воздуха и системы аварийного водоотведения.
Касательно контракта “Модернизации и реабилитации регулирующих сооружений Аму-Бухарского магистрального канала ABISRP 02”, за отчетный период Подрядчик в основном занимался: завершением восстановительных работ на Отводе- Тудакуль на гидроузле «Прокоп», строительных работ обводного сооружения АБК-1 на гидроузле «Тройник», строительных работ обводного сооружения АБК-2 на гидроузле «Тройник».
Существуют два Контракта по модернизации и реабилитации насосных станций Кую-Мазар и Кизил-Тепа (ABISRP 03). Модернизация и реабилитация насосной станции Кую-Мазар (ABISRP 03.01) и насосной станции Кизил-Тепа (ABISRP 03.2). Контракты были подписаны и вступили в силу в сентябре 2017 года.
- Насосная станция Кую-Мазар: После осмотра объектов с Рабочей комиссией и убедившись, что работы в насосной станции КМ практически выполнены с незначительными недостатками, а все насосные агрегаты соответствуют заданным функциональным требованиям (гарантированная КПД); КН 24 мая 2021г. выпустил Акт о завершении работ по Контракту ABISRP 03 Лот 1. В течение отчетного периода Подрядчик в основном занимался устранением недостатков, статус которых выглядит следующим образом на конец отчетного периода:
- По механической части 22/25 (88%)
- По электрической части 11/12 (92%)
- По строительным работам 24/27 (88%)
- По поставке обязательных запасных частей 19/21 (90%)
- По общим наименованиям 4/7 (57%)
- Идентифицировано Местной Рабочей Комиссией 28/30 (93%)
ИТОГО 108/122 (88,5%)
- Насосная станция Кизил-Тепа: Подрядчик, уведомив о завершении основных работ, подал заявку на выдачу Акта выполненных работ 14.06.2021г. (до истечения продленного срока завершения, т.е. до 29.07.2021г.). По контракту гарантийные функциональные испытания (эксплуатационные испытания) насосов должны были быть проведены после выдачи акта выполненных работ. Заказчик попросил Подрядчика провести соответствующие испытания до выдачи Акта выполненных работ. Эксплуатационные испытания основных насосов на НС КТ проводились с 30 сентября по 09 октября 2021 г. в соответствии с «Процедурой проведения эксплуатационных испытаний насосов», подготовленной производителем основных насосов («Andritz»). По результатам эксплуатационных испытаний 8 насосов на НС КТ не соответствуют заявленным в контракте функциональным гарантиям. Подрядчик и производитель насосов утверждали, что калибровка ультразвуковых расходомеров проводилась давно, а осадок, скопившийся на приемных камерах насосов и в аванкамере насосной станции, привел к провалу испытаний. В соответствии с Контрактом, в случае, если какой-либо из насосов не соответствует функциональным гарантиям, указанным в Контракте, Подрядчик должен внести изменения, модификации и/или дополнения в Установку или любую ее часть, которые могут быть необходимы для соответствия хотя бы минимальному уровню. функциональных гарантий в течение 90 дней (т.е. в нашем случае до 12 января 2022 г.). Соответственно, Подрядчику было предложено принять все необходимые меры по исправлению положения в установленные сроки и повторить испытания не позднее 12 января 2022 года. В течение отчетного периода Подрядчик в основном выполнял следующие работы: повторное проведение функциональных гарантийных испытаний с 21 по 25 марта 2022 года, устранение некоторых незначительных недостатков на объекте, выявленных КН 26.05.2021, текущее состояние которых следующее:
- По механической части 38/41 (93%)
- По электрической части 73/75 (97%)
- По строительным работам 57/60 (95%)
ИТОГО 168/176 (95%)
- Полугодовой отчет по экологическому мониторингу проекта за период январь-июнь 2021 года.
Обзор мониторинга, проведенного в течение текущего периода.
1. Подрядчик по контракту “Строительство новой насосной станции Аму-Бухара-1 (ABISRP 01) провел мониторинг рабочих мест и работников для оценки эффективности планов управления охраной труда и техникой безопасности, включая меры COVID-19. Экологические показатели Подрядчика в отчетном периоде считаются удовлетворительными.
- Подрядчик по контракту “Модернизации и реабилитации регулирующих сооружений Аму Бухарского магистрального канала ABISRP 02” не проводит мониторинг рабочих мест и работников для оценки эффективности планов управления охраной труда и техники безопасности, включая меры COVID-19. Подрядчик представил отчет экологического мониторинга (ОЭМ) за январь-май 2022 года, однако в так называемом отчете об экологическом мониторинге, представленном им КН, нет надлежащей информации о типе, количестве произведенных и размещенных твердых отходов и о деятельности по мониторингу.
- Подрядчик модернизации и реабилитации насосных станций Кую Мазар и Кизил Тепа (ABISRP 03 Лот 1 и Лот 2), регулярно проводил мониторинг рабочих мест и работников для оценки эффективности планов управления охраной труда и безопасностью, включая меры COVID-19. Работы на обеих насосных станциях по контракту ABISRP 03 были в основном завершены в 2021 году, и осталось только несколько рабочих для устранения недостатков и поддержания насосных станций в рабочем состоянии. В ближайшее время КН представит "Отчет об экологическом аудите после завершения строительства" по данному контракту.
- Согласно ОЭМ, Подрядчики несут ответственность за проведение мероприятий по мониторингу воздействия на окружающую среду в ходе строительства. Эти мероприятия по мониторингу основаны на визуальных наблюдениях. Больше нет требований по экологическому мониторингу, включенных в ОЭМ и в СПУОСО, представленные Подрядчиками. В отчетном периоде все подрядчики представили ОЭМ.
6. В течение отчетного периода жалобы не поступали от людей, проживающих в близлежащих жилых районах, для любой строительной площадки. В случае
получения таких жалоб, необходимо дальнейшая разработка мероприятий по
мониторингу окружающей среды и решение и/или урегулирование проблем.
Выбросы и качество воздуха.
- На всех строительных площадках были приняты соответствующие меры для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха, ограничения уровня пыли от работающих машин и обеспечения строгого соблюдения правил безопасности на пересечении основных дорог, вдоль основных дорог, на улицах махалли и вблизи строительных площадок подпроектов. Недостаточное пылеподавление, редко наблюдаемое в ветреные дни на площадке АБ-1 новая насосная станция (контракт ABISRP 01), было устранено путем проведения влажного пылеподавления 2 раза в смену.
- Транспортировка вынутого грунта продолжается только на площадке АБ-1 новая насосная станция (контракт ABISRP 01). Вынимаемый грунт в основном влажный, поэтому никаких дополнительных мер по охране окружающей среды, таких как использование брезента для укрытия перевозимого грунта при транспортировке с площадки на грузовиках, не предпринимается.
- Проверка выхлопных газов используемых транспортных средств и машин контролируется в Узбекистане постановлением "О проведении обязательного технического осмотра транспортных средств и машин" под номером 54, которое вступило в силу 31 января 2003 года. Каждый подрядчик должен иметь действующее разрешение на транспортные средства и машины, используемые в строительных работах. Таким образом, транспортные средства и машины, используемые в строительных работах, не превышают установленных ограничений, если они имеют действующее разрешение от соответствующих государственных органов.
- В соответствии с ПЭО, характер деятельности проекта не будет генерировать значительные количества выбросов, поэтому визуальный мониторинг пыли предусмотрен в Плане управления окружающей средой проекта. Поскольку в основных мероприятиях проекта нет никаких изменений, нет необходимости в мониторинге качества воздуха, кроме метода, указанного в Плане управления окружающей средой, представленном на ПЭО.
Сточные воды и качество воды.
- На площадке лагеря новой насосной станции Аму-Бухара 1 (ABISRP 01) имеются закрытые септические емкости и туалеты. Собранные сточные воды вывозятся автоцистернами с септическими емкостями на полигон для отходов. В полевых условиях рабочие используют временные туалеты. Название аккредитованной компании по сбору отходов - ООО "ОЛОТОБОД" в Алатском районе.
- Получив официальное разрешение от Эксплуатационной организации 01.05.2022, Подрядчик (контракт ABISRP 02) пользуется постоянными туалетами и ванными комнатами Эксплуатационной организации на гидроузле Тройник, где в настоящее время ведутся работы по соответствующему контракту.
- Закрытые септические емкости и санузлы имеются на обеих площадках лагеря по проекту насосной станции Кую-Мазар (ABISRP 03 Лот1), и лагеря по проекту насосной станции Кизил-Тепа (ABISRP 03 Лот 2). Собранные сточные воды были перевезены на септических автоцистернах на место сброса. На рабочем месте работники используют туалеты, расположенные на существующих насосных станциях.
- За текущий отчетный период КН не получил от ГРП ни одного отчета по анализу поверхностных вод/оросительной воды.
Влияние шума
- Подрядчики соблюдают ежедневное регулярное рабочее время. Поскольку жалоб от населения не поступало, было решено, что уровень шума не оказывает никакого влияния на население.
- Узбекские национальные нормы шума при строительстве, относящиеся ко всем этапам строительства, предусмотрены законом КМК 2.01.08-96 «Защита от шума».